Формирование экипажа (в/ч 30949-1) начато в 1975 г

                                                       

 

ИСТОРИЧЕСКИЙ    ПУТЬ  ЭКИПАЖА   РПКСН  

К-530

 

 

  На этой странице мы попытаемся вместе с Вами восстановить во всех подробностях исторический  путь экипажей РПКСН К-530. Первого и второго, переименованного и переведенного – всех, кого когда- либо называли  «в/ч 30949». О самих подводниках, которые проходили службу в этих экипажах, мы расскажем на нашей страничке «Биографии и фото экипажа».

Уже сейчас, в появившихся редких изданиях о наших лодках и о соединениях ПЛ, очень много неточностей и искажений. Так, например, в статье контр-адмирала Ю.В. Кириллова «2-ая Краснознаменная флотилия атомных подводных лодок»* указано, что К-530 прибыла в состав 25-ой ДиПЛ в 1978 г. (фактически она в это время вошла в состав 21-ой ДиПЛ). 

Несколько неоднозначно раскрывает вопрос о командирах К-530 юбилейный буклет 25-ой ДиПЛ**, где приводятся фамилии командиров под заголовком «Подводной лодкой командовали». Что это значит? Командовали, будучи командирами экипажей 30949-1 и 30949-2 или командовали К-530, будучи в составе других экипажей?

Также был озаглавлен и список командиров лодки К-530, который я видел в ее кают компании.

Недавно мне позвонил в  прошлом гражданский специалист Амурского судостроительного завода и, как он себя называет, журналист и писатель ныне и хорошо поставленным, не терпящим возражений голосом заявил, что К-530 совсем не 228 заказ завода, ответсдатчиком заказа был совсем не Бурдюк В.Е. и Колодин А.И. никогда этой лодкой не командовал.

 А ведь все они пишут книги и, основываясь на изложенных в этих книгах фактах, люди будут в недоумении – где истина?

Так давайте, восстановим эту истину. Как знать, может она кому-то будет интересна и необходима! Сегодня мы предлагаем как бы основу, черновик нашей истории и с нетерпением будем ждать Ваших дополнений, поправок, мнений. Пишите нам, звоните, приезжайте!

 

 681000   Комсомольск-на-Амуре

               Хабаровского края

               Проспект Первостроителей 18 кв.224     

          Губардин Михаил Борисович

mt@mail.kna.ru

gubm@mail.ru

(4217) 53-17-25

8-914-187-1851

   

Формирование экипажа РПКСН К-530 начато на базе  2-ой ФлПЛ ТОФ. Здесь, из строящихся РПКСН проекта 667АУ в 1973 году была сформировалась новая,  25-ая ДиПЛ ТОФ. В эту дивизию должны были войти и подводные крейсера 667Б проекта, в том числе и РПКСН К-530 с экипажем в/ч 30949-1. Здесь, а затем в 93 УЦ ВМФ в 1975 году в экипаж были назначены офицеры-подводники соединения:

 

Камчатка.  Ты в сердце каждого подводника. Мы любим тебя, мы проклинаем тебя и мечтаем снова увидеться с тобой…

Здесь начато формирование экипажа К-530.

1.      Командир капитан 2 ранга Колодин А.И.

2.      СПК кап. 3 ранга Фитасов Н.С.

3.      ЗКПЧ капитан 3 ранга Медведев Н.П.

4.      ПК старший лейтенант Воронов В.П.

5.      Командир БЧ-1 старший лейтенант Крюков В.В.

6.      Командир БЧ-2  старший лейтенант Гаврилин В.М.

7.      Командир БЧ-3  старший лейтенант Мокрушин П.Н.

8.      Командир БЧ-4 старший лейтенант Федоров Е.Г.

9.      Командир БЧ-5  капитан 3 ранга Баринов Е.М.

10.  Командир Д-1 БЧ-5  старший лейтенант Кизин В.П.

11.  Командир Д-2 БЧ-5  старший лейтенант Бойцун В.Р.

12.  Командир Д-3 БЧ-5  капитан-лейтенант  Тищенко И.

13.  Начальник РТС старший лейтенант Шилов Ю.Н.

14.  Командир ЭНГ БЧ-1 старший лейтенант Трушин В.П.

15.  Командир ГС БЧ-2 ст. лейтенант Хайманов Б.Г.

 

   В отличие от большинства  РПКСН пр. 667Б ТОФ, второй экипаж лодки не формировался. Несколько назначенных офицеров (в частности, командиры ГУ БЧ-2) служить в экипаже не захотели, и были отправлены обратно в соединение.    Мичманский состав и личный состав срочной службы были назначены лишь на основные специальности, необходимые для обеспечения тренировок корабельного боевого расчета.

   В этом же 1975 г. в экипаж были назначены выпускники ВВМУЗ:

 

1. Начальник химической службы лейтенант Шакуанов Р.Б.

2. Начальник медицинской службы лейтенант Кантор А.Ю.

3. Командир группы ЗАС БЧ-4 лейтенант  Еремеев В.И.

4.  Командир группы ДУ-1 БЧ- 5 лейтенант  Грачев В.И.

5.  Командир группы ДУ-2 БЧ- 5 лейтенант Панков В.И.

6.  Командир группы ДУ-3 БЧ- 5 лейтенант  Фурсов А.В.

7.  Командир группы ДУ-4 БЧ- 5 лейтенант  Семиног А.

8.  Командир группы ДУ-5 БЧ-5 л-т Решетников В.М.

9.  Командир группы ДУ-6 БЧ- 5 лейтенант  Иванов Ю.Н.

10. Командир группы КИПиА БЧ- 5 лейтенант  Абрамов Ю.

11. Инженер группы КИПиА БЧ- 5 л-т Перелыгин А.В.

12. Командир  ЭТ группы БЧ- 5 лейтенант  Горбанев В.И.

13. Командир трюмной гр. БЧ- 5 лейтенант Катасонов А.И.

14. Командир группы ОКС лейтенант Титов Е.Ю. 

15. Командир ГАГ лейтенант Мацкевич В.С.

16. Инженер ЭВГ-2 лейтенант Куликов А.С.

17. Инженер ЭНГ лейтенант Короткевич В.

 

                1977 год. Пальдики. 716 УЦ ВМФ. 

                     Часть экипажа  возле казармы. 

В центре командир – капитан 1 ранга Колодин А.И.

      Идет подготовка к параду 7 ноября в  г. Таллин.

 

   В 1976г., когда экипаж находился на завершающем этапе обучения в 93 УЦ ВМФ (г. Пальдиски, литер экипажа «Э»), формирование  было продолжено  за счет офицеров  этого года выпуска:

1. Командир ГУ БЧ-2 лейтенант Шалимов В.Я.

2. Командир ГУ БЧ-2 лейтенант Рузов С. Ф.

3. Командир ГКС БЧ-3 лейтенант  Романов Ю. Г.

4. Командир ЭВГ-1 лейтенант Прокофьев И.А.

5. Командир ЭВГ-2 лейтенант Еникеев Ф.М.

6. Инженер ЭВГ-1 лейтенант Филиппов Ю.А.

7. Инженер ЭВГ-3 лейтенант Огарков С.А.

8. Инженер ЭВГ-4 лейтенант Губардин М.Б.

 

   В конце этого же года экипаж пополнился мичманами- выпускниками школы техников ВМФ. Частично обновился и личный состав срочной службы. Нужно ли говорить, что при формировании экипажа, как всегда, в него списали самых недисциплинированных и ненужных матросов соединения. Воспитательные меры не всегда помогали с таким личным составом. Несколько матросов экипажа остались дослуживать в местном штрафном батальоне.

   В это же время среди экипажей РПКСН проекта 667Б ТОФ распространилась весть, что базирование этих кораблей планируется перевести с  Камчатки в Приморье. Если молодежь 1976 г. выпуска отнеслась к этому более-менее спокойно, то большинство старших товарищей и поголовно все «бычки», дружно стали писать рапорта с просьбой перевода в камчатские соединения. Всех их в один прекрасный день собрали в клубе УЦ и там начальник центра контр - адмирал Каравашкин, и начальник политотдела провели с офицерами разъяснительную работу.  Не помню, что им там сказали, но больше рапортов никто не подавал и никто из экипажа не ушел. Единственно, в начале 1977 г., получил травму и был признан негодным к службе на подводных лодках инженер ЭНГ БЧ-1 лейтенант Короткевич В.,  впоследствии его заменил выпускник 1977 г. лейтенант Акимов А.Н.  Лейтенант Короткевич остался служить в УЦ на штурманском цикле.

   Нужно сказать, что в истории экипажа если не самым трагическим то уж самым «больным» - это точно, является перевод лодки на базирование в Приморье с Камчатки и обратно! Сколько событий с этим связано, сколько судеб, да и сам экипаж, по сути дела,  несколько раз терял свои исторические корни  именно из-за этих переводов. Но об этом речь впереди.

    На данном этапе слух о пункте будущего базирования К-530 полностью подтвердился, этим пунктом  стала бухта Павловского. Первую смену пункта базирования, еще без корабля, экипаж сумел пройти достойно. Без сомнения, немалую роль в этом успехе сыграл командир, его железная воля и авторитет.

              Комсомольск-на-Амуре. 1977 год.

                      Строевой смотр экипажа.

       Вывод ПЛ проекта 667Б  из  цеха завода

   «Усмиренный» экипаж успешно закончил УЦ и весной 1977 г. прибыл в г. Комсомольск-на-Амуре для приема корабля от промышленности. Разместили нас в 80-й ОБСПЛ. Экипажу выделили 2-ой этаж казармы, холостякам предоставили скромные номера в гостинице при части. Хуже всех пришлось женатым – кроме нас в бригаде уже находился экипаж капитана 1 ранга Чефонова О.Г. (РПКСН К-523).  Бригада имела квартирный фонд для переменного состава, но для двух лодок такого класса их не хватало,  квартиры были уже в основном заняты. Сняты были и практически все городские квартиры вблизи части. Командиров боевых частей кое-как разместили – по 3 семьи в 2-х комнатных квартирах, по 2 семьи – в однокомнатных. Остальные кто как сумел, снимали жилье в городе.

   Корабль был в плановой степени готовности, и экипаж активно включился в работу по приемке своего заведования, попутно перенимая опыт эксплуатации у специалистов промышленности.  Активно проводились корабельные боевые учения по борьбе за живучесть, для чего экипаж прибывал на завод рано утром (порой в 5 часов), чтобы закончить их к началу рабочего дня.

   В этот период из экипажа по состоянию здоровья выбыл КД-3 капитан 3 ранга Тищенко И. и был назначен СПК по БУ капитан 1 ранга Гончаров В.А.

   В августе 1977 г. К-530 прибыла в достроечную базу ЗСО «Восток» г. Большой  Камень, где экипаж на высоком профессиональном уровне провел прием  корабля от промышленности.

    Мне довелось в 2006 г. встретиться на торжественном вечере, посвященном 100-летию Подводного Флота России с бывшим директором Амурского судостроительного завода  Кучминым Ю.З. и ответстдатчиком корабля Бурдюг  В.Е..   Оба, по прошествии почти 30 лет, прекрасно помнят не только именно этот заказ и его командира, но и многих офицеров.  Они уверенно называли мне их фамилии и  должности, очень высоко

Достроечная база судостроительного завода

в г. Большой Камень.

 отзывались о подготовке всего экипажа  в целом.

    Должен сказать, что и офицеры первого экипажа, в своем большинстве, прекрасно отзываются о специалистах промышленности, участвовавших в испытаниях К-530.  Наверное, именно этот сплав  знаний военных и гражданских специалистов надолго заложил фундамент безаварийного плавания в общем, а в частности, помог спасти корабль и всех участников испытаний во время первого погружения. Тогда возникла аварийная ситуация и неуправляемая лодка погружалась с большим дифферентом на нос (не открылись при погружении некоторые клапана вентиляции ЦГБ).

  

 

   Транспортировка лодки по реке Амур в транспортном доке.

 

 

    Так выглядит лодка в  доке при транспортировке по Амуру.

 

    Как бы то ни было, К-530 завершила государственные испытания и прибыла к пункту базирования раньше, чем ее предшественница, «шистер - шип», К-523. 

Вообще надо сказать, что строительство и К-530, и К-523 проходило накануне подписания договора ОСВ-1, заводу были поставлены сокращенные сроки постройки и сдачи заказа. Оттого и «пересеклись» пути двух этих экипажей. Именно поэтому К-530 выходила в море на испытания с отдельными недоделками и незавершенными «косметическими» работами. В этой ситуации для качественной приемки корабля опять же требовался высокий профессионализм экипажа.

    О непростой для завода ситуации при сдаче К-530 говорит и то, что это был последний заказ проекта 667Б. Любому, кто имеет представление о советской (или русской) действительности это говорит о многом: винты последнего заказа поставлены на 6-ой, что-то на 5-ый заказ, что-то на 7-ой. А что же ставить на последний?...

      Что касается самих государственных испытаний то, как оператору командирского пульта запомнилось:  задержали ракетную стрельбу. Лодка на заключительном этапе стрельбы вышла из стартового коридора. Отстрелялись со второго галса. Это, кстати,  вошло  в список нехороших традиций: следующую стрельбу, тоже 

из 11 шахты, но уже в дивизии,  мы снова задержали.

   В Большом Камне из экипажа убыл КГДУ-4  старший лейтенант  Семиног А., на его замену впоследствии прибыл лейтенант Гусев В.И.;  не захотел продолжать службу в ВМФ ст. лейтенант Абрамов Ю., его заменил лейтенант Никитин С.Г.;  на учебу в ВОЛСОК убыл помощник командира капитан-лейтенант Воронов В.П., его обязанности временно исполнял начальник медицинской службы капитан Кантор А.Ю. – это было голодное время для экипажа!   

    Такое положение дел не устраивало и командира. Я не знаю, откуда ему поступила информация, но вскоре после окончания госприемки была снаряжена специальная экспедиция под руководством «мастера на все руки», командира БЧ-2 Гаврилина В.М. (какой он хлеб пек в автономке когда наша служба «С» расписалась в своем бессилии!). Целью экспедиции было «переманивание» будущих начальника продслужбы  ПЛ мичмана Шестакова  («Васильича») и старшего кока-инструктора мичмана … («Моисеича»).   Мне пришлось быть прикомандированным   практически

 

         Государственные испытания.

Командир К-530 кап. 1 ранга Колодин А.И.

на всех кораблях 21 ДиПЛ, авторитетно заявляю:  нигде даже близко не было такого изобилия блюд и их качества!  Помнится штаб дивизии просто физически не смог выйти из кают-компании после обеда.

   А «Моисеича» сначала стали забирать на зарубежные выходы с  командующим ТОФ (помнится такой выход во Вьетнам на авианесущем крейсере «Минск»), а потом и вовсе забрали из экипажа куда-то наверх.

   Личный состав большинства экипажей, проходящих ремонт и достройку в г. Большой Камень,  жили в казармах 72-ой ОБСиРПЛ. Наш экипаж, видимо опять же из-за недостатка места, жил на корабле. Нас это вполне устраивало, хотя были некоторые неудобства. Например, отсутствие пресной воды. Вода тогда была дефицитом и в заводе, и в поселке. Срочно строили водовод во Владивосток. Обострялся недостаток воды суровыми морозами, ведь  закончились государственные испытания накануне Нового года.  

     Случались конфликты и на КПП завода, когда офицеры после ресторана возвращались к себе «домой». Бдительные стрелки ВОХР женского пола не всегда пропускали их «не совсем трезвыми».

   На период покраски корабля личный состав срочной службы перевели в ленинскую комнату завода, а офицеров – в заводское общежитие. В общежитии была вода…, но только из батарей отопления. Мыться в ней можно было, но только первые 10 минут, потом вода больше напоминала вонючий кипяток.

   Не нашел своего места в экипаже в этот период КБЧ-1 капитан-лейтенант Крюков В.В., произошел своеобразный «обмен» его на  командира БЧ-1 РПКСН К-523 капитан-лейтенанта Роговенко К.(или его отправили на классы, но впечатление осталось именно такое). 

   С приходом   в 1978 г. в б. Павловского, к месту постоянного базирования, прибыли в экипаж КД-3 БЧ-5 кап.-лейтенант Бондаренко А.П. и ПК кап.-лейтенант Ломакин А.В. Экипаж и командир сразу завоевали авторитет в только что сформированной 21-ой ДиПЛ и 4-ой ФлПЛ ТОФ. Лодка сходила в первую свою автономку - как положено, с заходом на Камчатку.  Костяк экипажа держался.

   Специалистов на дивизии не хватало, начались откомандирования на соседние лодки, уходящие на боевую службу.  Особенно это заметно было на специалистах ЭВГ РТС.  До того, как К-530 пошла в свою первую автономку, некоторые из этих специалистов уже сходили на боевую службу с другими экипажами (ИЭВГ-3 ст.лейтенант Огарков С.А.; ИЭВГ-4 ст. л-т Губардин М.Б.).

 

    Тяжелым для экипаж выдался 1979 год.

    В начале года прошел ряд замен:  

- СПК, вместо ушедшего кап. 2 ранга Фитасова Н.С. был назначен кап. - лейтенант Ильин В.А.;

- вернулся с классов и был назначен СПК БУ кап. 2

 

 

Бухта Павловского. Здесь начинался боевой путь экипажа.

ранга Воронов В.П. Может оттого,  что в это время  я часто  бывал  откомандированным в другие экипажи, совершенно не заметил, как и когда убыл  СПК по БУ капитан 1 ранга Гончаров В.А., научивший нашего командира по настоящему «чувствовать» лодку. О нем у всех осталось самое теплые воспоминания, несмотря на то, что человек он был, мягко говоря, выпивающий;

- тяжело заболел и был уволен со службы практически инвалидом капитан 3 ранга Федоров Е.Ф., его    

заменил кап. - лейтенант Романов Ю.Г., а  на его место КГКС БЧ-4 был назначен л-т Тюваков М.В.

 

    Затем, после боевой службы и ракетной стрельбы, умер командир. Служба прошла хорошо, экипаж  собрался почти весь, прикомандированных было мало.

     Техника была в полном порядке, за всю службу  было только одно происшествие – возгорание    штурманского лага «Мечта-2».

    Лодку в «автономке» просто «вылизали» - сияли самые глухие шхеры и трюма, введена в строй самая захудалая техника.

    Энергия СПК кап. 3 ранга Ильина В.А. была неистощима.

 

Могила командира на кладбище «Жертв 9-го января»     в Санкт-Петербурге

   Новые «Книжки боевой номер», парадные РБ, сверкающие отсеки – все было готово для того, чтобы сразить наповал штаб дивизии и всех, кто окажется рядом с ними.

 Несколько портила настроение командованию корабля  обстановка со скрытностью несения боевой службы. Кратковременные контакты на малых дистанциях, которые акустики настойчиво классифицировали как  иностранную ПЛ. Наличие постоянного контакта на кормовых курсовых углах, который акустиками классифицировался как рыбак, но операторами БИП, по анализу нескольких дней, признавался иностранной ПЛ, имитирующей шумы рыболовного траулера.  Но это- мое личное мнение оператора БИП.

    Но и эту проблему решили:  лодки не было! Записи из вахтенных журналов ЦП убрали, начальнику РТС и КГАГ, которые было, заупрямились и вахтенные журналы не стали зачищать, пригрозили и повелели молчать.

    Впрочем, обстановка в экипаже оставалась очень здоровая, прямо чувствовалась сплоченность, гордость за коллектив, уверенность  и  в себе и  в экипаже.

    Ракетную стрельбу, правда, задержали, опять стреляли со  второго галса. Тем не менее,  на берегу  впервые  встретили нас как победителей с поросенком, оркестром.

   На пирс подали автобус (небывалое дело – наш командир был для бербазы как красная тряпка для быка!), одна боевая смена убыла домой. Командир зашел на соседнюю лодку – на

Боевой листок, выпущенный на БС 1979г. 

ИЭВГ-2 Куликовым А.С.

этом же пирсе стояла К-500 капитана 1 ранга Шпирко. Потом вернулся,  зашел в свою каюту и приказал дежурному по кораблю разбудить,  когда прибудет машина из штаба дивизии – нужно было везти отчет по стрельбе.

  Машина прибыла, но на вызов дежурного командир уже не отозвался – его сердце остановилось…

    По слухам командир должен был назначен начальником штаба нашей дивизии. И вдруг –  смерть. Все были просто потрясены.

   Командиром назначили капитана 2 ранга Германова Н.Н..

Произошла смена офицеров на должностях:

СПК (кап.3 ранга Ильин убыл на классы), ПК (кап. л-т Ломакин - тоже),  КБЧ-2 (кап. 3 ранга Гаврилин ушел на дугой корабль СПК БУ), КГУ БЧ-2 (кап. л-т Рузов стал КБЧ-2),  КБЧ-5 (кап. 2 ранга Баринов перевелся в штаб соединения),  КД-2 БЧ-5 (кап. 3 ранга Бойцун стал КБЧ-5)… На вакантные должности прибыли новые офицеры.

 

Боевая служба на якоре. Район Подъяпольска.

Слева- командир РПКСН кап. 2 ранга Германов Н.Н.

Жизнь продолжалась. Обновленный экипаж вновь  пошел по известному каждому подводнику кругу:  отпуск,  курсовые задачи,  ракетная стрельба, боевая служба…

Исключений было немного:

- межпоходовый ремонт (МПР), не выходя из состояния боевого дежурства. Ерунда - скажете Вы – таких ремонтов у нас было полно! И будете неправы. Особенность нашего МПР была в том, что лодку оттащили от пирса и поставили недалеко от боновых ворот в бухту на якорь, причем под дизелями (чему особенно были «счастливы» в Д-2 БЧ-5 потому, что это не предусматривалось не только всеми существующими документами, но и ресурсом дизелей).

На берег съезжал на катере только командир. Естественно, ни морских, ни каких иных выплат –  это же не боевая служба!

   - одна из произведенных стрельб (по-моему, самая первая, и вроде как двумя ракетами) была из надводного положения – впечатляет! 

- как результат всех предыдущих «надводных боевых действий» - экипажу довелось завершить довольно нервную боевую службу «экзотично»  - в надводном положении на якоре в районе Подъяпольска (до сих пор обидно, что я в это время был на боевой службе в другом экипаже); 

Боевая служба на якоре. Район Подъяпольска.

- экипаж отправили на межпоходовую подготовку в 93 УЦ ВМФ – впервые с момента формирования. Было это в начале 1981 года, когда проходил 26 съезд КПСС и наш командир, кап. 2 ранга Германов Н.Н., был депутатом этого съезда, что и спасло его от гибели. Известно, что все командование ТОФ и делегаты  съезда погибли в авиационной катастрофе. Наш же командир летел туда и обратно с экипажем. Кстати, на пути в Эстонию экипаж самолета, базировавшийся на подмосковный аэродром «Чкаловский», поинтересовался, не возражаем ли мы, если они имитируют неисправность и сажают самолет на этот самый аэродром. Дома  говорят, давно не были. Мы с радостью согласились и дней 10 прекрасно провели время в Москве во флотском полуэкипаже, что недалеко от метро «Сокол». 

 

     Следующей знаковой точкой в жизни экипажа стал конец 1981 г. – корабль ушел на боевую службу и возвращался с нее уже к новому месту базирования – на Камчатку, в 25-ю ДиПЛ, где был когда-то сформирован. Накануне этого события, естественно, произошли кадровые изменения.

    По состоянию здоровья были признаны негодными к службе на ПЛ  офицеры РТС: КГАГ кап. л-т Мацкевич, КЭВГ-1 кап. л-т Прокофьев, ИЭВГ кап. л-т Губардин. Был переведен на ПМ ИЭВГ-2 ст. л-т Куликов. Перевелись в Санкт-Петербург НРТС кап. 3 ранга Шилов и КТГ БЧ-5 кап. л-т Катасонов. Переводился на атомный ракетный крейсер «Киров», но,  по-моему, так и не прибыл на него НХС кап. л-т  Шакуанов. Перевелся НМС капитан Кантор. Ушел на повышение КГУ БЧ-2 кап. л-т Шалимов В.Я.

   Естественно, это не полный список.

Рыбачий. К-530. Фото предоставил И.А. Рябов

       В октябре – ноябре 1981 г. у корабля появился второй экипаж (в/ч 30949-2).  Экипаж не формировался  заново, им стал второй экипаж РПКСН К-171 во главе с командиром экипажа  кап.1 ранга Коротких В.В. Вскоре он убыл в 717 УЦ ВМФ и командиром экипажа стал  кап. 1 ранга Абушек В.Н.. 

      Здесь же на рубеже 1983-84 г.г. были приняты изменения в штатном расписании РПКСН проекта 667Б. Некоторые офицерские должности были сокращены, а некоторые переименованы. Так, например, в 1-м дивизионе БЧ-5 остались КГДУ-1 и КГДУ-2, а вместо КГДУ-4 (командир 7 отсека) сделали КТрГДД (командир трюмной группы дивизиона движения), остальных "управленцев" перевели в инженеры: ИГДУ-1 (командир 2 отсека, бывший КГДУ-3), ИГДУ-2 (командир 8 отсека, бывший КГДУ-5), ИГДУ-3 (командир 10 отсека бывший КГДУ-6), ИГАТ переименовали в ИМ (инженер метролог).  В 3-м дивизионе убрали ИГА ОКС. В РТС не стало ИЭВГ-3 и ИЭВГ-4, их должности стали называться ИЭВГ-1 и ИЭВГ-2, а  офицерские должности бывших ИЭВГ-1 и ИЭВГ-2 заменили техниками (кстати и сами специалисты ЭВГ ( электронно-вычислительных групп) стали все чаще называться специалистами ВГ (вычислительных групп).  Кроме того, в начале 90-х годов РТС переименовали в БЧ-7 и стала она называться РТБЧ.

 

   В 1992 г. было очередное сокращение ядерного вооружения,  коснулось оно, в основном, тактического оружия. С К-530 убрали торпеды с ЯБП. Стратегия государства тоже поменялась. Изменилось и  название  корабля - вместо РПКСН в документах стали писать АПК БР (атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами). Но у подводников это название не прижилось.

   Кстати, это не первое переименование класса корабля. Первоначально, при постройке, он числился как КрПЛ, а РПКСН стал называться с 1977г.

 

    Но вернемся к истории экипажа. Вспоминает капитан-лейтенант запаса Марухненко И. В., более 10-ти лет прослуживший на К-530 ( ИГДУ и КТГ БЧ-5 первого и второго экипажа):

Марухненко И.В.

   «Осенью 1985 года К-530 со вторым экипажем на борту (командир кап.1 ранга Абушек) прибыла с боевой службы. В середине "автономки" произошёл контакт с противолодочными силами противника. Зацепили хорошо и долго не отпускали. Только через, где-то неделю, удалось оторваться и уйти. Всё это время работали ГЭУ обоих бортов на предельных параметрах. В результате этого потекли два «парогенератора ГЭУ правого борта. Проход через 7 отсек был запрещён, пока не вывели правый борт.

Личный состав 8-го, 9-го и 10-го отсеков жил в отсеках и питался сухим пайком.

       (Еще один взгляд на эту боевую службу – нажми эту ССЫЛКУ).

Этот факт ускорил плановый средний ремонт корабля. Хотя после этого К-530 ещё сделала две "автономки" - по одной с каждым экипажем. 

    На 1988 г. был спланирован переход К-530 в б. Павловского для производства среднего ремонта.  И тут произошло самое интересное. В 1988 г. под предлогом того, что ремонтом корабля должен заниматься первый экипаж, его под командованием  кап. 1 ранга Скорина Л.Л., отправляют самолётом в Приморье. Якобы второй экипаж придёт с боевой службы, перегонит корабль в Приморье, передаст его первому экипажу, тот его отремонтирует и вернётся через два года на отремонтированном корабле на Камчатку.

   Сначала все шло по - плану. Первый экипаж улетел, причём, когда узнали про Приморье, народ начал бежать с экипажа. Все, у кого была возможность перевестись, или была большая  выслуга, переводились, увольнялись и т.д. От прежнего экипажа осталось процентов 30. Так вот, первый экипаж в начале 1988 г. улетел (по другим данным экипаж вылетел тремя группами  в феврале 1989г. Первую групп, в которую входили молодые мичмана, возглавлял СПК кап. 3 ранга Манюков А.В.- прим. М. Губардина).

   Второй экипаж в начале августа 1988 г. в составе группы кораблей: ПМ "Комсомолец Камчатки", ПЛАРБ К-530, какая-то ПЛ пр.670 и МБ "Толкач-2", в надводном положении, в кильватерном строю, осуществил переход в б. Павловского и только через три месяца передал корабль в Большом Камне, но не экипажу кап. 1 ранга Скорина Л.Л., а приморскому ремонтному экипажу, кап.1 ранга Сперанского и самолётом убыл на Камчатку.

   Причем второй экипаж перед походом тоже не избежал «встряски»- все кто мог уйти с него – ушли.  Народ уходил и во  второй раз в 1991 г. перед отправкой в Приморье за кораблём после ремонта и в третий раз, когда разваливалась страна, армия, флот.  Это 1992-1995 гг.».***

 

        Первый же экипаж К-530, прибывший в Приморье «посуху» и «по воздуху», приказом командира в/ч 62695 от 30 декабря 1988 г. был переименован в  в/ч 10479-1, т.е. стал первым экипажем РПКСН К-512 и стал выполнять боевые задачи на РПКСН, базирующихся в б. Павловского.

     Второму экипажу, который после сдачи корабля в ремонт прибыл на Камчатку, поменяли в/ч с 30949-2 на 30949-1, и он стал первым и единственным экипажем К-530. Пока  К-530 была в ремонте, бывший второй,  а теперь уже первый экипаж плавал на  двух оставшихся  на Камчатке РПКСН  проекта 667Б: К-171 и К-366. 

 

  

       

РПКСН К-530 под командованием кап. 1 ранга Стенькина Н.Е. возвращается с боевой службы.  1992г. Фото редакции газеты «Залп» предоставлено Марухненко И.В.

   Наконец ремонт К-530 завершился! В конце 1991 г. экипаж самолётом отправился в Б.Камень и после семимесячного приёма - передачи, ходовых испытаний и т.д. пришёл в подводном положении, на фактически новой ПЛ, на родную Камчатку! Это было в 1992 г. В то время в 25 ДиПЛ это был самый новый и боеспособный корабль. ПЛ была полностью укомплектована всем необходимым, многие системы и механизмы были заменены на более "свежие" с РПКСН пр.667БДР, работала вся автоматика и т.д. (см. СРЕДНИЙ РЕМОНТ).

    

В 1995г. было принято решение передать РПКСН К-530 из 25-ой ДиПЛ ТОФ в 26-ю ДиПЛ ТОФ. Перевод корабля осуществил первый экипаж К-530 под командованием кап. 1 ранга Неупокоева М.А.  в период с 25 мая по 14 июня.

   Сразу после этого, в июне 1995г., первый экипаж К-530 был переименован в экипаж К-497 (это бывшая приморская РПКСН,  выведенная к тому времени из

боевого состава флота) с подчинением командиру 25-ой  ДиПЛ, а затем, в декабре 1995г., расформирован. 

Первый же экипаж К-497 в свою очередь был переименован в первый экипаж К-530 (командир кап. 1 ранга  Маклов К.Г.). Второй экипаж  К-497 был переименован во второй экипаж К-530 (командир кап.1 ранга Лучин П.А.).     Вот таким образом наш корабль снова получил 2 экипажа!

 

   В 1996 г. в 717 УЦ ВМФ г. Комсомольска-на-Амуре  межпоходовую подготовку  прошли экипажи 30949-1 и 30949-2 с командирами капитанами 1 ранга Беленовым С.Н. и Лучиным П.А. соответственно.

   Ниже привожу должности и фамилии членов экипажа, с которыми мне, как начальнику цикла боевых информационных управляющих систем довелось встречаться в этих экипажах:                                          

 

в/ч 30949-1

 

Командир капитан 1 ранга Беленов Сергей Николаевич

СПК БУ     капитан    ранга Рачук Сергей Владимирович

ПК             капитан 3 ранга  Тихонович Виктор Дмитриевич

КБЧ-3        ст. лейтенант      Зуев Андрей Сергеевич

КБЧ-2  капитан-лейтенант  Полухин Андрей Леонидович

КЭВГ-1 капитан-лейтенант Охота Валерий Васильевич

КЭВГ-2 капитан-лейтенант Новиков Андрей Николаевич

ИЭВГ-1 старший лейтенант Васильев Владимир Витальевич

ИЭВГ -2 старший лейтенант Юдашкин Артем Валентинович

 

                              

                        в/ч 30949-2

 

Командир капитан 1 ранга Лучин Петр Александрович

СПК БУ     капитан    ранга  Конышев Евгений Игоревич                           

ПК              капитан-лейтенант Зубков Дмитрий Сергеевич

КБЧ-7        капитан-лейтенант Лобовский Валеоий Львович

ИЭВГ-2 лейтенант Колесников Владимир Анатольевич

ИЭВГ-1 старший лейтенант Бураченко Виктор Юрьевич

ТЭВГ-1 старший мичман Мельников Леонид Анатольевич

ТЭВГ -2 мичман                Дегтярев Александр Алексеевич

   В 1999 г.  группа офицеров самого первого экипажа К-530, собирались во Владивостоке. Встреча посвящалась 20-летию корабля и должна была состояться в 1997 г. в г. Комсомольске-на-Амуре ,  в более расширенном составе, но жизнь внесла свои корректуры. На встрече присутствовали:

 «Колодинцы» . 1999г. У Баринова Е.М. –  он «на разливе», дальше: Фурсов А.В. и Губардин М.Б. Спиной сидят: Панкова В. и Никитин С.Г.

                 капитан 1 ранга в запасе     Баринов Е.М.

                 капитан 1 ранга                   Панков В.И. 

                 капитан 2 ранга в запасе    Титов Е.Ю.

                 капитан 2 ранга в запасе    Фурсов А.В.

                 капитан 2 ранга в запасе    Никитин С.Г.

                 капитан 1 ранга в отставке Губардин М.Б.

   Первый день прошел в теплой праздничной обстановке и, благодаря женам офицеров, проживающих во Владивостоке, удался просто на славу:  воспоминания и споры подводников затихли далеко за полночь.

   На второй день, усилиями единственного «действующего» среди нас офицера – заместителя начальника технического управления ТОФ кап. 1 ранга Панкова В.И., был организован выезд в б. Павловского на родной корабль, на РПКСН К-530.

 

        Лодка была пришвартована на 3-ем  пирсе, рядом в боевом дежурстве стояла К-500.  С нашего корабля недавно было выгружено оружие, он переходил в отстой, соответственно этому состоянию неслась вахта.  К своему стыду, не могу вспомнить, какой из экипажей держал в этот период лодку – первый или второй – слишком велико было волнение. Старшим на борту был СПК, он узнал меня, радушно пригласил всех на борт, организовал чисто символический «фуршетный» столик. Мы прошли по отсекам, навестили свои боевые посты, посидели за своими пультами. Вахта с пониманием отнеслась  к ветеранам, охотно отвечала на вопросы. Лодка содержалась в порядке, уж мы-то знаем в этом толк.  Все это было приятно. В душе с новой силой разгорелась гордость за столь могучее и совершенное творение человека. Однако не покидала и  какая-то обида – вся эта сила и мощь уже никому не нужна.

    Через два года К-530 не стало…

 

1999г. На борту К-530: Губардин М.Б., Никитин С.Г., Фурсов Л.В.

Залив Стрелок. Бухта Павловского. Отстой.

 

1999г. Бухта Павловского. На 3-ем пирсе: ближняя - К500, дальняя - К-530.

 

 

Капитан 1 ранга в отставке Губардин М.Б.

Инженер ЭВГ- 4 РТС  первого экипажа РПКСН К-530

 

*     - Журнал «Тайфун» выпуск 48. 

**   - Юбилейный буклет «30 лет 25-ой ДиПЛ  2-ой ФлПЛ  ТОФ».

*** - письмо приводится  в сокращенном виде и с корректурой текста, но не дат и событий!

 

                        На главную страницу

                       Общий каталог фотоальбомов экипажа

                                                           

    

 

 

 

Hosted by uCoz