Капитан 1 ранга в запасе Подмазко Валерий Павлович В 1985 году – КБЧ-5 РПКСН «К-530»-2 |
|
… Продолжая изучать созданный Вами сайт, обнаружил два описания очевидцев-участников того похода. Хочу быть третьим. Действительно, на день флота «америкосы» решили нас "поздравить" и поиграли по нам гидролокатором. Сколько нас "пасли" до этого - это надо в их штабе спросить. Действительно, мы завели второй борт и начали мотать по нарезанному нам району. Но «америкосы» тоже не дураки, они наш ТРПЛ знают не хуже нашего. Только мы остановимся, командир в рубку к перископу и оттуда для записи в журнал сообщает, сколько вертолетов с гидрофонами нас окружают. Что делать? Решили "затихариться". Есть такой термин - "малая ремонтная площадка". Это означает: снизить мощность до МКУМ (минимально контролируемый уровень мощности реактора), остановить турбины, режим полной тишины и т.п. Надо сказать, что на нашем корабле были установлены т.н. ремонтно-пригодные парогенераторы. К ремонту-то они пригодные, но в случае резких изменений температуры (а именно это и произошло, когда мы мощность снизили с 80% до 15%) резьбопайные соединения в этих ПГ начали "сифонить". На правом борту по отключению 4-х ПГ сработала аварийная защита реактора, повысилась активность в нижнем помещении 9-го отсека. "Засифонили" и 3 ПГ на левом борту (т.е. в строю осталось только 2 ПГ). Да, "радиационная опасность" сыграна была, но всё остальное уже преувеличения (я имею в виду сухие пайки и т.п.). Что упустил Стёпин (привет ему) в своём рассказе? Дело в том, что только случайно мы, а именно: я, КД-1 Пырков, он (Степин), ну и, конечно, командир наш, В.А. Абушек, не стали лично известны всему ВМФ, а может быть и миру. Уже сняв "радиационную опасность", "устаканив" активность за оставшимися двумя ПГ на левом борту и вытерев пот со лба, слышу звонок (я на ГКП был). Сергей Пырков (напомню, комдив-раз) звонит мне и говорит мне: "Валерий Палыч, а холодилку 9-го отсека мы забыли подпитать". Дело в том, что нижнее помещение 9-го отсека осталось без вахты из-за радиоактивного загрязнения. А холодилку после срабатывания АЗ и вывода ГЭУ из действия перевели в режим РВО. Ну что делать - снова объявляем "РО", готовим людей для входа в нижнее помещение, вводим через тамбур-шлюз... Моряк выскакивает как ошпаренный и кричит, что оттуда (снизу) валит дым. ЛОХ я не стал давать, но быстро дал на пульт ГЭУ и "Каму" указание полностью обесточить все работающие механизмы и перейти на резервные (дело в том, что работала линия вала, и нужно было, чтобы работали масляные насосы и промконтур). Переждали
несколько минут, я даю команду (с разрешения командира, конечно) на
вскрытие нижнего помещения. Дыма не было. Оказывается, загорелся главный масляный, но только пока что дымил, до настоящего
огня не дошло. Вот так нас спасла случайность - забыли после покидания отсека
подпитать холодилку. Но главное – после автономки,
хоть нам и поставили только 3 балла, но БЧ-5 не наказали. С уважением, тоже
очевидец (в смысле могу и соврать, времени уже много прошло), В.П. Подмазко. Декабрь 2008г. г.
Большой Камень |