ИСТОРИЧЕСКИЙ    ПУТЬ 

ВТОРОГО ЭКИПАЖА   РПКСН  

«К-530»

 

 

Собственно, этот экипаж  назвать вторым не совсем правильно. Судьба уготовила ему непростую судьбу. Он был трижды вторым и дважды первым экипажем различных РПКСК проекта 667Б. Но раз мы говорим о нашем корабле, о «К-530», то правильно было бы сделать такой заголовок: «Первый второй экипаж РПКСН «К-530», как бы это не парадоксально казалось для неискушенного читателя.

1974 год

Экипаж сформирован на Северном флоте, как второй экипаж, РПКСН «К-171»,  в/ч 56105-2.

РПКСН «К-171» (зав. № 340) заложен 24.01.1973г. на ПО «Севмашпредприятие» в Северодвинске и 06.02.1973г. зачислен в списки кораблей ВМФ. Спущен на воду (выведен из дока) 04.081974г. Вступил в строй

                29.12.1974г., а 23.01.1975г. включен с состав КСФ.

              Первоначально числился КрПЛ, 25.07.1977г. отнесен к подклассу РПКСН, а 28.04.1992г. – к подклассу АПКСН.

 

Командир «К-171» 

                                               Э. Ломов

Командир БЧ-5 Ю.Таптунов

Весной 1976г. совместно с АПЛ «К-469» совершил групповой трансокеанский межфлотский переход из губы Гремиха (г. Островной) в б. Крашенинникова (г. Вилючинск) и 06.05.1976г. перечислен в состав КТОФ.

За успешное выполнение этого задания 25.05.1976г. командир КрПЛ кап. 1 ранга Ломов Э.В. и командир БЧ-5 инженер-капитан 3 ранга Таптунов Ю.И. были удостоены звания Героя Советского Союза, а КрПП «К-171» награждена Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть».

 

   Добавим к сказанному, что возглавил тактическую группу из двух кораблей (РПКСН «К-171» и торпедная атомная подводная лодка «К-469») во время их 80-суточного перехода без единого всплытия  с Северного флота на Камчатку вокруг Южной Америки через Атлантический и Тихий океаны контр-адмирал Коробов Вадим Константинович.  За этот поход он также удостоен звания Героя Сов. Союза.

В период с 24.08.1981г. по 12.11.1985г. на ДВЗ «Звезда» в г. Большой Камень Приморского края проведен средний ремонт РПКСН «К-171».

26.07.1992г. торжественно сменен Флаг ВМФ СССР на Андреевский.

 28.03.1995г РПКСН  искл.  из состава ВМФ, сдан в ОРВИ и в б. Павловского поставлен на прикол*

 

Май 1999г. Бухта Павловского          РПКСН «К-171» в отстое

  Известна на ТОФ и аварийная ситуация возникшая на РПКСН «К-171» в декабре 1978г. Мы приводим ее со слов Н. Мормуль (см. сайт  http://silent-hunter.narod.ru/ak711.htm):

   В декабре 1978г. один из подводных ракетоносцев Тихоокеанского флота ("К-171") возвращался на базу в надводном положении, движение обеспечивалось одной энергетической установкой. В результате неправильных действий личного состава на неработающем реакторе была переопрессована с разрывом шва подпиточная ёмкость, вода вылилась на его крышку. Желая скрыть аварию и устранить её последствия до прихода в базу, командир БЧ-5 капитан 2 ранга Ю.И.Таптунов и помощник начальника электромеханической службы соеденения приняли решение вывести на мощность неработающий реактор, чтобы выпарить воду и провентилировать помещение.  Командиру лодки капитану 1 ранга Э.Ломову об этих действиях доклада не последовало,  в

 

документах данное решение не фиксировалось. На определённой стадии разогрева реактора командир БЧ-5, помощник начальника электромеханической службы и старшина команды специалистов реакторного отсека зашли в помещение реактора, чтобы оценить обстановку, и задраились там штатным люком. Температура быстро поднималась, вода выпаривалась, давление в помещении поднималось и достигло такого значения, когда усилием трёх человек люк для выхода открыть было уже невозможно. Командир БЧ-5 запросил помощь. Когда переборку вскрыли, все трое находились без признаков жизни.

 

1974-1975г.г.

 

1974-1975 года подготовка в УЦ г. Палдиски.  Как у всех: сначала офицерский состав, а затем, через год – полным штатным составом.

            Командир  -  капитан 1 ранга Брычков Анатолий

            С П К         -  капитан 3 ранга Филоненко Василий Васильевич

            СПК БУ     -  капитан 3 ранга Гончарук Александр Николаевич

 

1976 год

 «К-171» передислоцирован с СФ на ТОФ в 25 ДПЛ 2 ФЛПЛ. Второй экипаж к новому месту службы -  г. Петропавловск-Камчатский-53  прибыл самостоятельно в полном составе.

 

Октябрь 1977г.

На РПКСН «К-366» со вторым экипажем «К-171» произошла авария ракетного оружия. После перегрузки ракеты, во время регламентной проверки ракетного комплекса, произошёл несанкционированный наддув баков с окислителем. Это привело к разгерметизации топливных баков ракеты. В критической обстановке, когда стоял вопрос о принудительном затоплении корабля в океане, весь экипаж остался на борту. Хотя был выбор – в море уходят только добровольцы. Авария закончилась соединением топлива с окислителем и выбросом из шахты второй ступени ракеты с боевой головной частью в океан.

   После этой аварии был снят с должности командир и исключён из КПСС. Дослуживал в бухте Павловского на должности коменданта.

   КГУ БЧ-2 (ст. л-т Малюгин)  был осуждён на 4 года за халатное отношение к вооружению.

   Командир БЧ-2 капитан-лейтенант Лобачёв Валерий оказался в опале и до развала СССР служил на должностях командира группы и командира БЧ-2. В последствии дослужился до капитана 1 ранга. Уволился в запас. Проживает в г. Всеволжск Ленинградской области.

По этой ссылке вы можете ознакомиться с воспоминаниями об этой аварии кап. 1 ранга в отставке Коротких В.В. и КБЧ-2 экипажа Малинникова Ю.Н.

1977-1978г.г.

После аварии экипаж был направлен в УЦ г. Палдиски на переподготовку.

Командиром экипажа назначен капитан 2 ранга Коротких Виктор Васильевич.

 

1978 -1979г.г.

 

Экипаж отрабатывал все курсовые и боевые задачи для подтверждения перволинейной готовности.

 

 

2 декабря    1979г.

РПКСН «К-171» со вторым экипажем вышел на боевую службу. В последних числах декабря сложилась аварийная ситуация, до критической отметки упал уровень питательной воды. Причину выясняли три дня всем экипажем. Оказалось, что испаритель работал по замкнутому циклу. Дальнейший поход прошёл без замечаний. По возвращении с боевой службы экипаж сразу попал на флотские учения с практической ракетной стрельбой. По  невыясненной причине ракета самоликвидировалась на 54 сек полёта. Тактическая подготовка и старт ракеты были оценены на 4.

 

1980 год

После отпуска, летом  (во время Московской Олимпиады) экипаж был направлен на межпоходовую подготовку в УЦ г. Палдиски.

 

Ноябрь 1980г.

Второй экипаж К-171 был передислоцирован в 21 ДиПЛ  4 ФлПЛ ТОФ б. Павловского и переименован во второй экипаж РПКСН «К-523» в/ч  95016.

 

Апрель-май 1981г.

Боевая служба на  РПКСН «К-512» – 60 суток.

 

Июнь- август 1981г.

Короткий отпуск – 45 суток. После отпуска приём РПКСН «К-523»  и  ее межпоходовый ремонт.

5 сентября –             6 ноября 1981г.

Боевая служба на РПКСН «К-523».

Ноябрь 1981г.

По возвращении в базу - Приказ о переименовании второго экипажа РПКСН «К-523» во второй экипаж РПКСН «К-530» с передислокацией в 25 ДиПЛ 2 ФлПЛ ТОФ п. Рыбачий.

 

Январь 1982г.

Во время этого похода ухудшилось здоровье командира кап. 2 ранга Коротких В.В. Командиром второго экипажа «К-530» назначен капитан 2 ранга Абушек Валентин Николаевич.

 

1985 год

Боевая служба РПКСН «К-530» со вторым экипажем на борту. Командир кап.1 ранга Абушек В.Н.

В середине "автономки" произошёл контакт с противолодочными силами противника. Зацепили хорошо и долго не отпускали. Только через, где-то неделю, удалось оторваться и уйти. Всё это время работали ГЭУ обоих бортов на предельных параметрах. В результате этого потекли два парогенератора ГЭУ правого борта. Проход через 7 отсек был запрещён, пока не вывели правый борт. Личный состав 8-го, 9-го и 10-го отсеков жил в отсеках и питался сухим пайком.

       (Еще два взгляда на эту боевую службу:    Степин О.Ю.

                                                                                 Подмазко В. П.

 

 Август – ноябрь 1988г.

Второй экипаж  осуществил перевод РПКСН «К-530» с Камчатки в б. Павловского для производства среднего ремонта корабля, передал его ремонтному экипажу кап. 1 ранга Сперанского  и самолётом убыл на Камчатку.

 

Декабрь 1988г.

Второй экипаж РПКСН «К-530» переименован в первый экипаж.

Дальнейшая история экипажа является историей первого экипажа РПКСН «К-530»  (войсковой части  30949-1).

 

* - С.С.БЕРЕЖНОЙ  «АТОМНЫЕ ПОДВОДНЫЕ ЛОДКИ ВМФ СССР И РОССИИ»

    Морской исторический альманах "Наваль коллекция" № 7 (специальный выпуск) 2001

 

Благодарим за помощь в подготовке материала:              

·         мичмана  Ванина С.Н.;                                          .

·         капитана 1 ранга Малинникова и его супругу.

 

 

Hosted by uCoz